ТУРНИР

Турнир.

Разминка «Угадай слова».

Н К И М У Ч И

Т З А Н О К И
Ваша задача  определить род имён существительных:
        Мебель, кофе, тюль, такси, рояль, хрусталь, кенгуру, какао.      
Этот конкурс определит, как участники турнира ориентируются в окружающем нас мире.
 Назовите  жителей каждой  страны.
        Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Италия, Норвегия, Индия.        
        Русский язык очень дружен с другими предметами, например с математикой. Он перенял у неё многое из её словарных запасов. Больше всего ему понравились числа 100 и 3. Попробуйте записать наибольшее количество имён существительных, где он применил эти числа.
Попробуйте из букв собрать «рассыпанные» слова.
        Куро, лакош, праат, качур, агинк, салкс, итульче.
Расшифруйте  схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.
1. [    ], и [   ].     «П», - а.         
2. А: «П».          [ О и О ].          
Вам нужно заменить это предложение одним словом.
        Человек, который часто и много кушает. (Обжора.)
        Человек, любящий лежать на диване, кровати. (Лежебока.)
        Человек, который рано ложится спать и поздно встаёт. (Соня.)
        Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом. (Ябеда.)
Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации. Зачеркните «лишнее» слово.
        Май месяц, моя автобиография, два рубля денег, апрель месяц, проливной ливень.
Ваша задача:  составить слово!
1. Приставка такая же, как в слове полёт.
2. Корень такой же, как в слове дарить.
3. Суффикс такой же, как в слове дружок.
4. Окончание такое же, как в слове  лес. 
В этом конкурс вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Подберите антонимы к словам:  Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, 
        тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, 
        скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.
 «Третий лишний».
Этот конкурс потребует от вас внимательности.
В каждой тройке слов одно слово не родственное, обнаружьте их:                      
1. Лес, лесничий, лестница.
Смешной, смешать, смешить.
Лев, левый, налево.
Водитель, водичка, водяной.
Честность, чесночный, чеснок.

2. Дивный, удивлённый, диванный.
     Рисунок, рисовать, рисовая (каша). 
Водитель, вода, водить.
Запах, пахать, пахарь.
Море, измор, морской (берег).
   
Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык: «Недостаток ума компенсируй ходьбой»? 
Какая русская пословица следующим образом переведена на иностранный язык
«Двух ослов к одной кормушке не привязывают"
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? 

Этот  конкурс потребует от вас смекалки. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в  ваших интересах на него ответить. Что это? 
Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. Глупый человек может искать её в стоге сена, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? 
О каком слове идёт речь?
На Руси того, кого обозначали этим словом, побаивались. А сегодня его не боятся, а презирают. В известной песне поётся, что он не станет играть в одну очень мужскую игру. Назовите его.
За ними ходил Геракл в сады Геспирид. Одно из них стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из- за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? 
Какая буква неофициально появилась в русском алфавите с приходом Интернета?         
Русская поговорка гласит: «Не было ни гроша, да вдруг алтын!»
А сколько это алтын? 

Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?
П Ь Е Н В
Р И О М Н
У Е Т Т Е
Я О Ч И А


Олимпиада по литературе

5 класс



I.   Знание текстов художественных произведений.



1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)



1.     Говорящее чудесное зеркало

2.     Только серая дырявая свитка

3.     Разбитое корыто

4.     «…баса, альта, две скрипки»

5.     Сарачинская белая шапка

6.     Шелковый шатер

7.     «Очков с полдюжины»

8.     Черевички

9.     Свежее душистое золотисто-румяное яблочко



II. Историко-литературные задания.



1.     О каких писателях идет речь? (Максимальное количество баллов - 3)



1.1 Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».



1.2 У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.



1.3 Студенту Петербургского университета всего  18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только  прочитал ее студентам, но и помог опубликовать  в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».









III. Знание теории   литературы.



1.     Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? (максимальное количество баллов – 1 балл)



1.1 … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.



1.2 Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.



1.  Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова: (максимальное количество баллов – 1 балл)



Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…



Найдите эпитет и обоснуйте своё решение.



IV. Литература и другие виды искусства



1.     Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем Васнецовым?



V.  Интерпретация  художественного произведения.



Пристрастия какого героя Вам более близки и почему?



Виктор Драгунский

Что любит Мишка

   Один раз мы с Мишкой вошли в зал,  где у нас бывают уроки пения.  Борис

Сергеевич сидел за  своим роялем и  что-то играл потихоньку.  Мы с  Мишкой

сели на подоконник и не стали ему мешать,  да он нас и не заметил вовсе, а

продолжал себе играть,  и  из-под пальцев у  него очень быстро выскакивали

разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и

радостное.  Мне очень понравилось,  и я бы мог долго так сидеть и слушать,

но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел

нас, и весело сказал:

   -  О!  Какие  люди!  Сидят,  как  два  воробья  на веточке! Ну, так что

скажете?

   Я спросил:

              - Это вы что играли, Борис Сергеевич?

 Он ответил:

   - Это Шопен. Я его очень люблю.

   Я сказал:

   - Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.

   Он сказал:

   - Это не песенка.  Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я

играл, называется гораздо большим словом, чем просто "песенка".

   Я сказал:

   - Каким же? Словом-то?

   Он серьезно и ясно ответил:

   - Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я

люблю музыку больше всего на свете.

   Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:

   - Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?

   Я ответил:

   - Я много чего люблю.

   И я рассказал ему,  что я люблю.  И про собаку,  и про строганье, и про

слоненка,  и  про красных кавалеристов,  и  про маленькую лань на  розовых

копытцах,  и про древних воинов,  и про прохладные звезды, и про лошадиные

лица, все, все...

   Он  выслушал меня внимательно,  у  него было задумчивое лицо,  когда он

слушал, а потом он сказал:

   - Ишь!  А  я  и не знал.  Честно говоря,  ты ведь еще маленький,  ты не

обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Целый мир.

   Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

   - А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!

   Борис Сергеевич рассмеялся:

   - Очень  интересно!  Ну-ка,  поведай  тайну  своей  души.  Теперь  твоя

очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?

   Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

   - Я  люблю булки,  плюшки,  батоны и  кекс!  Я  люблю хлеб,  и торт,  и

пирожные,  и  пряники,  хоть тульские,  хоть медовые,  хоть глазурованные.

Сушки люблю тоже,  и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой

и с рисом.

   Я  горячо люблю пельмени,  и  особенно ватрушки,  если они  свежие,  но

черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.

   А еще я люблю кильки,  сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик

в  собственном  соку,   икру  баклажанную,  кабачки  ломтиками  и  жареную

картошку.

   Вареную колбасу люблю прямо безумно,  если докторская,  -  на спор, что

съем целое кило!  И  столовую люблю,  и  чайную,  и зельц,  и копченую,  и

полукопченую,  и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю

макароны с маслом,  вермишель с маслом,  рожки с маслом, сыр с дырочками и

без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно.

   Люблю  вареники с  творогом,  творог соленый,  сладкий,  кислый;  люблю

яблоки,  тертые с сахаром,  а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки

очищенные,  то  люблю сначала съесть яблочко,  а  уж  потом,  на закуску -

кожуру!

   Люблю  печенку,  котлеты,  селедку,  фасолевый  суп,  зеленый  горошек,

вареное мясо,  ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца

всмятку,  вкрутую,  в мешочке,  могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем

попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей.

Так...  Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А еще

я  люблю  утятину,  гусятину и  индятину.  Ах,  да!  Я  всей  душой  люблю

мороженое.   За  семь,   за  девять.  За  тринадцать,  за  пятнадцать,  за

девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.

   Мишка обвел глазами потолок и  перевел дыхание.  Видно,  он уже здорово

устал.  Но  Борис  Сергеевич пристально смотрел на  него,  и  Мишка поехал

дальше.

   Он бормотал:

   - Крыжовник,  морковку,  кету,  горбушу,  репу,  борщ,  пельмени,  хотя

пельмени я уже говорил,  бульон,  бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу,

хотя колбасу тоже говорил...

   Мишка выдохся и замолчал.  По его глазам было видно, что он ждет, когда

Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и

даже как будто строго.  Он  тоже словно ждал чего-то от Мишки:  что,  мол,

Мишка еще скажет.  Но Мишка молчал.  У них получилось, что они оба друг от

друга чего-то ждали и молчали.

   Первый не выдержал Борис Сергеевич.

   - Что ж,  Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что

ты  любишь,   оно  какое-то  одинаковое,   чересчур  съедобное,   что  ли.

Получается,  что ты любишь целый продуктовый магазин.  И только... А люди?

Кого ты любишь? Или из животных?

   Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

   - Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку!



 
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС
№ задания
Формулировка задания и критерии оценивания
Максимальное количество баллов



1.Расставь ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.

За каждый правильный ответ: 1 балл
5

2.Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

Рубка, стол, клад, лапа, укус.

За каждый правильный ответ: 1 балл
5

3.Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
                                     Бока.  Сахар

За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.
7

4.Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.
а) лето
б) счетчик
в) подъезд
г) поздняя
д) юный

За каждый правильный ответ 1 балл.
3

5.Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».
Дождик льёт — кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстро вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод —
На земле водоворот.
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
3

6.Запиши слова, значение которых определено через исходное слово. 
а) «тот, кто обманывает»
б) «маленький огурец»
в) «слегка горький»
г) «тот, кто читает»
д) «там, где растёт малина»

За каждый правильный ответ 1 балл.
5

7.Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:
Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.
3

8.Ученик списывал художественную миниатюру Фёдора Абрамова под названием «Февраль» и что-то напутал. Замени выделенные слова антонимами и восстанови авторский текст.
В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром.
За каждое правильно заменённое слово 1 балл.
6

9.Выдели главное слово (с нейтральным оттенком) в данном ряду:
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить
1

10. Докажи, что перед тобой абсолютно разные слова.
слизала — слезала
3

11.Восстанови фразеологизм по данной его части, запиши получившиеся сочетания.
а) заклятый …
б) закадычный …
в)     … баклуши
За каждый правильно восстановленный фразеологизм 1 балл.
3

12.Отметь существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.
а) ромашки
б) брюки
в) овощи
г) пироги
д) сутки
2

13.Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:
1) рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..
1

14.Вставь пропущенные буквы.
Люди пишут, а время ст...рает,
Всё ст...рает, что может ст...реть.
Но скажи — если слух ум..рает,
Разве должен и звук ум...реть?
За каждую правильно вставленную букву 1 балл.
5

15.Вставь пропущенные буквы:
а) реж..шь
б) отвеча..шь
в) ман..шь
г) барабан..шь
д) вид..шь
За каждый правильный ответ 1 балл.
5

16.Вставь пропущенные буквы:
а) в..лосок
б) ф..нари
в) с..лат
г) в..трина,
д) ч..совщик
За каждый правильный ответ 1 балл.
5

17.Вставь букву Т там, где необходимо:
а) Вкус_ный
б) Свис_нул
в) Мес_ность
г) Гиган_ский
д) Поз_ний
За каждый правильный ответ 1 балл
5

18.Вставь пропущенные буквы.
а) бур(?)ян
б) об(?)явить
в) с(?)есть
г) бар(?)ер
д) раз(?)единить
За каждый правильный ответ 1 балл
5

19. Вычеркни лишнее слово в данном ряду:
Растущий, прорастающий, простейший, росточек;
1

20.Вставь пропущенную букву:
а) предл…гать ничью
б) прил…жение к журналу
в) популярное изл…жение
г) густо р…сти
д) маленький р…сток
За каждый правильный ответ 1 балл
5

21. Вставь пропущенную букву
а) трудолюбивые пч..лы
б) спелый крыж..вник
в) ж..лтый одуванчик,
г) мягкая ш..рстка
д) ровный ш..в
За каждый правильный ответ 1 балл
5

22.Отметь ряд слов, в котором пропущена буква И:
1.     ц..ган, огурц.., ц..плёнок;
2.     ц..рк, ц..линдр, революц..я;
3.     бледнолиц..й, лисиц..н, ц..фра.
1

23. Подчеркни выделенные слова как члены предложения.
Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.
2

24. Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.
Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.
а) изредка снег;
б) снег срывался;
в) срывался с ветвей;
г) на землю;
д) падал на землю;
е) изредка срывался;
ж) падал хлопьями;
з) тяжёлыми хлопьями.

За каждый правильный ответ 1 балл.
3


25. Расставь в тексте знаки препинания.
Конь вышел вытянул голову заржал.
Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой подумал а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок.
Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб фыркает.
Все улыбаются радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.
6

26.Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.
1) Они раскачивались и шумели.
2) Сосны толпились у берега
3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.
4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.
5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.
5
Максимальное количество баллов за олимпиаду — 100.
1 место — 90-100 баллов.
2 место — 80-89 баллов.
3 место — 70-79 баллов.

























     

Комментариев нет:

Отправить комментарий